Download
Дмитриева Моя педагогическая философия.p
Adobe Acrobat Document 277.9 KB

«Моя педагогическая философия»

 Выбор моей будущей профессии был предопределен, пожалуй, с самого детства. Я очень любила проводить время с маленькими детьми, играть с ними, объяснять и учить тому, что сама уже знала. Когда сама пошла в школу, поняла, на кого из своих учителей я хотела бы быть похожей. Мне всегда нравились учителя в меру строгие, неравнодушные, с искоркой в глазах и в душе. Ведь ученик всегда безошибочно чувствует, как к нему расположен учитель.

Учитель – сложная и ответственная профессия, это человек, который формирует личность, и человек, который может искалечить ее. Ребенок, словно губка, впитывает все, что в него вкладывают. Ребенок – это открытая книга, и только от взрослых зависит то, что будет написано на ее страницах. Поэтому, осмысление собственной философии, мировоззренческой позиции, которая определяет отношения, как с детьми, так и взрослыми, а также выбор педагогических средств и технологий, является важным.

Повернув несколько лет назад свою жизнь к профессии учителя, я начинала свою деятельность с уверенностью в правильности выбора, любви к детям, желанием привнести в их жизнь что-то новое, важное, интересное, а в учительство внести кусочек себя, привнести свои педагогические идеи, новшества. Я принимала и продолжаю принимать детей   с открытым сердцем.  С годами все больше уверяюсь в мысли, что учителем нужно становиться только если ты безмерно и безвозмездно любишь детей. Только при любви к детям ты сможешь раскрыться для них, порой преодолевая себя, донести до них ту важную частицу человечности, которой готов поделиться, а дети раскроются, поверят и примут тебя, твои взгляды, качества.

Важным считаю и самой оставаться немного ребенком, не стесняясь проявлять себя. Часто вместе с детьми мы смеемся, иногда плачем. Можем и подурачиться: побегать наперегонки во время прогулок, съесть цветное печенье и сделать селфи с высунутым языком.

Таким образом, я воспринимаю себя учителем-ребенком, безмерно любящим детей и выстраивающим с ними тонкие душевные связи. Как учитель-взрослый, я решила определить принципы своей педагогической философии.

Принцип первый:     «Важно не только мое мнение, но и мнение каждого». Этот принцип определяет не только выбор средств общения, но весь образ жизни, нашей совместной деятельности с воспитанниками.

Мы учимся не только слышать, но и слушать своих собеседников. Высказывать свое согласие или несогласие с другой позицией, уважать иное мнение, пусть оно и отличное, иногда и противоречащее. Тем самым понимаем, что только при наличии и принятии различных позиций можно найти компромисс, успешно разрешить самую сложную ситуацию.

            Второй принцип: «Врагов нет ни у кого, есть только люди, с которыми вы не смогли договориться».  В силу возраста и присущей малышам эмоциональности, я часто слышу обиженное: «Он мне не друг!», а уже через урок наблюдаю совместную игру и приятельское общение. В беседе с ребятами мы обнаруживаем, что началом «недружбы» послужила некая «недоговоренность», когда один не уступил другому, эмоционально среагировал на мнение, не поделился игрушкой и тд. Как только эмоции отходят на задний план, дети могут договориться, найти компромисс. И собеседник из врага превращается вновь в друга. Я уверена, что разрешение конфликтных ситуаций эффективнее сообща, в малых группах. Так можно услышать разные позиции и понять, что сколько людей, столько и мнений.

Третий принцип: «Безвозмездная помощь людям это всегда хорошо для обеих сторон».  Если тебя попросили помочь, и у тебя есть такая возможность, не откажи. Не нужно спрашивать: «А что мне за это будет?». Пусть от такой малости, мир станет добрее, а человек счастливее.

Я искала пути, как эти принципы реализовать, как в общении, так и в обучении. Поэтому я стала активно использовать совместную исследовательскую деятельность с ребятами. Для реализации этой идеи я стала проводить Дни опытов. В этот день в парах или группах ребята проводят опыты по определенной теме. Например, создание имитационной модели вулканической деятельности.  Ребята создавали модели с использованием подручных материалов – соды и уксуса, лимона и сода, жидкое мыло и перекиси водорода. В другой день делали модели машин с помощью воздушного шарика, который служил прообразом тяги. Ребята любят перемешивать цвета и описывать влияние цветов на их состояние, ощущения. Наши эксперименты носят не только естественно-научный характер, но и позволяют увидеть, как предметный мир влияет на человека.  Вместе, работая над опытом, ребята приобретают важный опыт партнерства, взаимопомощи, выражение своей точки зрения и принятие точки зрения другого.

В совместной исследовательской деятельности ребенок открывает собственные интересы и смыслы, что способствует раскрытию и развитию его индивидуальности. А для меня, как учителя главное – учиться видеть и ценить в ребенке ту неповторимую индивидуальность, которая отличает его от других, уметь обеспечивать свободу самовыражения его личности. Я очень надеюсь, что мои выпускники, которые во время обучения в начальной школе не один раз сказали мне «спасибо», через годы вспомнят меня и уже взрослыми произнесут его не однажды.